Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

Квітень 14, 2010 | Стрічка | Переглядів: 1868 | Коментарі: 0

Это уже четвертый выставочный проект Кировоградского областного художественного музея в сотрудничестве с Национальным художественным музеем Украины. Выставка «Жемчужины украинского искусства» и две следующие выставки «Японская каллиграфия» и «Японская гравюра XIX века», которые были открыты в 2008 и 2009 годах имели огромный успех и получили широкую огласку. Данная выставка продолжит знакомить посетителей областного художественного музея с художественными произведениями выдающегося художника, народного художника СССР, лауреата Государственной премии им. Т.Г. Шевченко Николая Глущенко (17.09.1901-31.10.1977). Национальный художественный музей Украины представил в 2009 году уникальный художественный проект «Николай Глущенко. Дорогами странствий ».

Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

Выставка художественных произведений Николая Петровича Глущенко.ФОТО

На выставке было представлено около сотни эталонных произведений, которые воспроизвели ретроспективу творчества мастера начиная с 30-х годов. Родился Глущенко Н.П. 17 сентября 1901 в г. Новомосковске Днепропетровской области в семье бухгалтера. Пятилетним мальчиком, потеряв отца, переезжает с матерью к родственникам в украинское село Борисовка, которое известно на Слобожанщине своими иконописцами - «богомазами». Именно они пробудили в юноше глубокий интерес к рисованию. Учась с 1910 по 1918 год в Юзовском 8-классном училище, он получил на уроках рисования основы художественной грамоты. Побывав в Харьковском художественном музее, юный Глущенко решает посвятить искусству всю свою жизнь. Но началась гражданская война, которая забросила его далеко за пределы родного края. В 1919 году был мобилизован в Добровольческую армию Деникина, попав в лагерь военнопленных в Польше, рискуя жизнью, бежит в Германию. Находясь в Германии, с 1919 по 1921 год занимается в частной школе-студии Ганса Балушека и Кампфа. В 1920-1924 годах учится в Берлинской высшей школе изобразительных искусств Шарлоттенбург, мастерская Е. Вольфсфельда, где увлекается творчеством шведских живописцев. Некоторые искусствоведы утверждают, что в 1920-х годах у Глущенко брал уроки рисования Адольф Гитлер. Благодаря хорошим способностям, юноша получает поддержку гетмана Павла Скоропадского, писателя Владимира Винниченко, профессора Смаль - Стоцкого. Александр Довженко, который в то время работал в советском консульстве в Берлине и брал уроки рисования у Глущенко, помогает художнику в 1923 году получить паспорт гражданина СССР. Закончив учебу, Николай Глущенко переезжает в Париж (1925-1936 годы), открыв там свое собственное художественное ателье, в котором он мог одновременно работать на нескольких мольбертах, в разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Французские критики были в восторге от его «ню». После успешных выставок ателье превратилось в Париже на собрание представителей интеллигенции, чиновников, лидеров белоэмигрантской и украинской заграничных организаций. В то время он хорошо знал Эльзу Триоле и Луи Арагона, Владимира Маяковского и Ивана Бунина, общался с Фернаном Леже, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, писал портреты Ромена Роллана, Анри Барбюса, Поля Синьяка, Мишеля Кашената, Виктора Маргерита и других известных деятелей Франции. Ни один из его коллег и друзей не знал, что популярный на Западе художник сочетал в себе амплуа творческого человека и бесстрашного разведчика, о том что в 1926 году он был завербован советской разведкой под псевдонимом «Ярема». Первое обнародование информации о загадочном советском разведчике, известном украинском художнике, который сообщил о дате нападения Германии на СССР на пять месяцев раньше Рихарда Зорге состоялось в 1987 году. Полное обнародование Службой Внешней Разведки Украины - только в мае 2005 года. (Александр Скрипник из пресс - службы СВР Украины, публикует в газете «Факты» статью о сотрудничестве Н. Глущенко с советской разведкой). С переездом во Францию резко изменились художественные симпатии, произошел переход к сезанизму, затем импрессионизму и постимпрессионизму. Решающее значение для всего будущего творчества художника имела работа на этюдах в Иль - де - Франс. Здесь к мастерству рисунка и композиции, приобретенных в берлинский период, он добавляет еще и умение организовать цвет - искусство колорита. Своеобразным завещанием на всю оставшуюся жизнь для Глущенко стали слова великого голландца Винсента Ван Гога, которые он часто цитировал: «Жизнь надо искать в цвете». С конца 1920 года Николай Глущенко принимает участие во многих групповых и персональных выставках, его творчество получает европейское признание. До 1936 года он жил за границей во Франции, Испании. В 1936 году переезжает в Москву, поступает в Московское отделение советских художников. В апреле 1940 года был в Германии как организатор выставки «Народное творчество СССР», в последний день работы выставки в Берлине ее посетило высшее руководство Рейха во главе с министром иностранных дел Риббентропом, который от имени Адольфа Гитлера подарил на память о пребывании в Берлине художнику личный альбом акварелей фюрера. 1941 год застал Н. Глущенко в Москве. В суровые годы Великой Отечественной войны художник посвящает свое искусство служению священному всенародному делу. Уже в 1941 году Глущенко выполняет более 40 этюдов, вошедших в серию «Оборона Москвы». В этот же период Глущенко вместе с Г. Г. Нисским, А. В. Кокориным и другими художниками создает серию рисунков в духе народных лубков, в которых в острой сатирической форме изображалась ничтожество фашистских вояк и одновременно показывалась сила и изобретательность советских бойцов. Художник неоднократно выезжает в прифронтовую полосу за этюдами и зарисовками, сделанными в местах, где лишь недавно проходили ожесточенные бои. Он пишет ряд картин, из которых следует отметить «Смерть генерала Доватора», «По следам врага», «Посещение раненого». После освобождения Киева от немецко-фашистских оккупантов, Глущенко в 1944 году переезжает в Украину. В написанных им здесь первых работах были изображены разрушенные фашистскими захватчиками улицы Киева. Вторая половина 40-х - начале 50-х годов была для Глущенко переходом от пейзажа - этюда к пейзажу - картине. С 1944 до 1977 года М. Глущенко проживал в Киеве, при этом он много путешествовал по странам Европы и союзным республикам. Умер в Киеве, прожив 76 лет. Похоронен на Байковом кладбище. Николай Глущенко был очень требовательным к себе, отличался необычайной работоспособностью. Статный, подтянутый, элегантный, вежливый, энциклопедически образованный он был настоящим эстетом. В экспозиции Кировоградского областного художественного музея представлено 30 художественных полотен из фондов Национального художественного музея Украины это «Автопортрет» 1975 г., цикл пейзажей написанных в течение 1940-1970 годов, натюрморты и сюжетные картины, а также жанр «ню». Искусство Глущенко имеет одну важную особенность - оно всегда актуально, ибо несет в себе поэзию и красоту жизни.

Елена Степанок - заведующая отделом научно - просветительской работы Кировоградского областного художественного музея


ПОШИРЮЙТЕ. Коментуйте. Заборонені нецензурна лексика, образи, розпалювання міжнаціональної та релігійної ворожнечі та заклики до насильства.


Завжди в курсі надзвичайних ситуацій, ДТП, аварій, відключень світла, води та теплопостачання. Щоб дізнаватись новини першими, підписуйтесь на нас у YouTube, ТЕЛЕГРАМ та сторінку в Facebook та Instagram.
Сподобалася ця публікація? Не пропустіть наступні публікації і почніть стежити за нашими новинами ПІДПИСАТИСЯ.
Hostpro




Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Search Tool